Есть модель европейского образования, которая мне очень нравится. В ней первая ступень называется «знать», вторая «уметь», третья «делать», четвёртая «хотеть» и последняя «уметь жить в предлагаемых условиях». Представим себе это как пирамиду.
Основа – знания. Я бы добавил: знания – это то, чем мы можем пользоваться. Если голова набита как захламлённая комната, то мы можем пользоваться лишь последним туда загруженным или нагруженным. Поэтому знание – это то, что вошло в мировоззрение , в собственную картотеку и структуру.
Вторая ступень – «уметь». Японская школа предлагает множество умений, от оригами до игры на музыкальном инструменте. Но не это главное. Знание должно иметь связь с умением, с решением практических задач. Абстрактная физика должна конкретно означать – уметь обращаться с техникой. А физкультура – плавать и играть в волейбол.
Третий уровень – «делать». Студенту необходимо место для проектов. Некое пространство для поступков. Проект, исследование, реальное дело, помощь и главное – деятельность, направленная не только в себя, но и вовне. Продающий газеты гораздо образованнее мечтающего о Лексусе «пятёрочника».
Следующая ступень – «хотеть» и ставить перед собой великие или большие цели. Не бояться своих желаний и стараться прыгать выше головы. И понимать истинные цели. Свои собственные, а не навязанные обществом, типа престижа, денег или власти.
И лишь последняя ступень – «уметь жить». Этому надо учиться. Ибо всё предыдущее всего лишь основа для главного. И если после окончания, скажем, консерватории или экономической академии на «отлично» – человек не может себя найти – то это плохое образование. Уметь жить не вообще, а в то время и в том месте, где находишься. Или формировать то место и время, или найти то место и время. Но быть несчастным – значить быть необразованным!
Я бы добавил три замечания. Наверное основа – это нравственность, мораль, этика. Пусть она будет гуманистическая, как предлагал Фромм, то есть выработанная самим человеком. Или пусть она будет религиозная, что мне ближе. Но без понимания хорошего и дурного, правильного и неправильного – не отделить нужного от ненужного. А мир слишком велик, чтобы считать нужным всё. Второе: образование не заканчивается школой или институтом. Оно продолжается всю жизнь. Так, жизнь меняется – и правила её тоже. Перестать образовываться – это не перестать расти, это начать деградировать.
И последнее, человек сам ответственен за своё образование. Ибо быть счастливым его личная задача. Не государства, не школы, а его. И помнить надо, что жизнь у нас одна и другой не будет. И нет никакого смысла жаловаться на плохую школу, плохую страну, или плохих родителей. Потому что ничего это не изменит, и не прибавит жалость ничего, кроме горечи. И чем раньше человек это поймет, тем лучше. Раньше уйдёт из паршивой компании. Раньше начнёт изучать, что для него важное. Раньше будет строить свою, наиболее приемлемую среду обитания. И семью построит счастливую. И детям будет хорошо. Потому что детям нужны позитивные, реализованные родители. Тогда и они будут позитивны и реализованы. А не будут угрюмо убиваться для своих детей, продолжая в века традицию вечной жертвенности.
В школе жизни свои отметки…
Руководитель образовательных программ “ТРИЗ”и “Лидер” Паскаль Марчел
Комментариев нет:
Отправить комментарий